Медсестра © Ясли-сад №215 г. Минска

 

РусскийБеларускi

 

УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА Г.МИНСКА

Государственное учреждение образования
"Ясли-сад №215 г. Минска"

 

Медсестра


 Информационный материал для родителей.

КАШЛЮ БОЙ. ПОДГОТОВИЛА МЕДСЕСТРА ФАДЕЕВА А.С.

подробнее.../свернуть

Наступили холода – закашляли детки. Какая мамочка не станет волноваться, когда из легких ее крошки то и дело вырываются глубокие, хриплые звуки?! К тому же из-за кашля ребенок не может уснуть и последний доводит его едва ли не до рвоты. В общем, у малыша от кашля саднит горлышко, а у мамочки сердечко.

Но кашель кашлю рознь. Его могут вызывать разные причи­ны, а значит, и лечиться он тоже будет по-разному. Сегодня, дорогие мамочки, мы с вами попытаемся клас­сифицировать виды этого весенне-осенне-зимнего недуга, разобравшись в его ис­токах так, чтобы у упрямого кашля не осталось ни одного шанса на суще­ствование.

 Для начала разберемся, с чем, соб­ственно, мы имеем дело. Итак, кашель – это защитная реакция организма, направленная на удаление из дыха­тельных путей чужеродных предме­тов, мокроты, слизи, возбудителей ин­фекции и др.

 Сухой кашель (еще его называют непродуктивным), когда нет мокро­ты, возникает, как правило, в самом начале респираторного заболевания.

Лечится он с помощью противокашлевых средств (лекарство в каждом конкретном случае должен назначить врач!).

 Лающий кашель - сухой, с метал­лическим звуком, что связано с из­менениями голосовых связок, говорит о ларингите и ларинготрахеите. Он также излечивается с помощью противокашлевых препаратов, а еще врач порекомендует мамочке давать малы­шу лекарственные средства и питье, смягчающие горлышко.

 Влажный кашель - заканчивается с удалением мокроты, что вызывает облегчение, и возобновляется при ее накоплении. Внимание: в этом случае противокашлевые препараты про­тивопоказаны. При трудно отделяемой мокроте назначаются муколитические и отхаркивающие лекарственные формы, ингаляции с отхаркивающи­ми препаратами.

 Затяжной кашель (более двух не­дель) характерен для вирусного трахеобронхита, но бывает и после «обычного» ОРЗ из-за гиперчувстви­тельности кашлевых рецепторов и/или скопления слизи в носоглотке и бронхах. Лечится с помощью противокашлевых, ингаляционных средств, противогистаминных препаратов, об­ладающих подсушивающим слизистую действием.

 Коклюшный кашель в отличие от влажного не дает облегчения, кашлевые толчки могут закончиться рвотой, Лечение назначает врач.

 Ночной кашель бывает при ряде состояний, требующих соответству­ющего лечения: ОРЗ, синусите, бронхиальной астме, нарушении носового дыхания, когда слизь по­падает в гортань, при желудочно-пищевых нарушениях, из-за попада­ния в гортань содержимого желуд­ка. Также ночной кашель может ука­зывать на аллергию к перу в подуш­ке. Сообщите о симптомах своему участковому врачу.

Кашель стокато – отрывистый и звонкий наблюдается при инфекции хламидиоза у малышей 2-6 месяцев. Проходит при лечении основного процесса заболевания.

 Кашель при глубоком вдохе мо­жет указывать на астму, аллергичес­кий альвеолит или иные заболевания легких. Мамочке следует проконсуль­тироваться с врачом.

Кашель при приеме пищи требу­ет полного исследования пищевода.

 Кашель при физической нагруз­ке - признак гиперактивности брон­хов, наблюдается у значительной час­ти больных бронхиальной астмой.

 Психогенный (привычный) ка­шель - реакция ребенка на стрессы в семье и школе, перешедшая в раз­ряд привычки. Ребенок нуждается в консультации специалиста.

 Также мамы и папы должны знать, что здоровые детки дошкольного, младшего и среднего школьного воз­растов могут откашливать скопившу­юся в дыхательных путях слизь в сред­нем около 11 раз в сутки. Это не дол­жно тревожить родителей.


 Информационный материал для родителей

ДЕТСКИЙ САД БЕЗ БОЛЕЗНЕЙ. ПОДГОТОВИЛА МЕДСЕСТРА ФАДЕЕВА А.С.

подробнее.../свернуть

«Отдали ребенка в детский сад и теперь из простуд «не вылезаем». Знакомая ситуация, не так ли? Малыш подрос и теперь в его жизнь вошла «работа»: ему приходиться рано просыпаться, проводить большую часть дня, контактирую с другими детьми, испытывать определенные нагрузки. И кроме этого, осенью то ветерок в открытое горлышко подует, то туфельки захотят по лужам прогуляться. Вот и следуют простуда за простудой. И это еще в лучшем случае, а если у ребенка постоянные бронхиты, ангины, отиты?! Можно ли как-то уберечь малыша? И так ли уж виноваты в цепочке болезней дошкольные учреждения?

 Существуют два противопо­ложных мнения, каждое из которых имеет своих сторон­ников и противников. Первое гла­сит: в детском саду происходит адап­тация к детским болезням, то есть, отболев в дошкольном возрасте «по полной программе», малыш будет гораздо меньше болеть в школе. Второе звучит так: инфекций вели­кое множество, и адаптироваться к ним невозможно. А вот что запросто можно сделать, так это искалечить ре­бенка.

Оба эти мнения слишком катего­ричны, чтобы быть истинными. Попро­буем разобраться шаг за шагом.

 На самом деле отдавать малыша в сад с целью адаптации бесполезно. У каждого ребенка рано или поздно наступает возраст, когда он переста­ет так часто болеть. Только у кого-то это происходит в 5 лет, а кого-то в 12.

 К тому же, склонность к болезням зависит от иммунной системы. Так один малыш, проконтактировав с вирусоносителем, обойдется лишь ОРЗ и легко вылечится с помощью на­родных средств, другой же может болеть тяжело и длительно, так что в ход пойдет куча медикаментов, в том числе и антибиотики.

 Кроме того, есть очень контагиозные инфекции: если в саду у кого-нибудь из детей будет, к примеру, ветрянка или корь, то можно не со­мневаться, что ими переболеет прак­тически весь коллектив. Но всегда ли это плохо? Есть ряд инфекционных болезней, которые гораздо лег­че переносятся в детском возрасте, на всю жизнь одаривая маленького пациента выработанным иммуните­том. Факт, что та же корь довольно сложно протекает у взрослых людей, уже ни для кого не является ново­стью. Кстати, об этом знали еще наши прабабушки и бабушки, при­глашая в гости «на корь».

 Получается, что вырастить ребенка без болезней практически невоз­можно. Но, конечно, стоит попытаться сделать все необходимое, чтобы малыш болел как можно меньше. Для решения этой задачи есть раз­ные пути — прививки, ограничение контактов, закаливание. Но от про­студы прививок нет, исключить кон­такты сложно, в интенсивности за­каливающих процедур можно оши­биться. Тем более, что череда осеннее-зимне-весенних простуд может просто-напросто не позволить выб­рать время для закаливания.

 Что же делать? Постоянно проводить оздоровительные мероприятия, максимально используя плюсы и возмож­ности каждого сезона.

Самое удобное время для начала оздоровления — это, конечно же, лето. Обязатель­но при любой возможности увозите ребенка из города. Свежий воздух и чистые, «жи­вые» продукты с грядки тво­рят чудеса. На даче или на море следите за тем, чтобы ребенок как можно больше ходил босиком — массаж рефлексогенных зон стопы повышает иммунитет, норма­лизует работу внутренних органов, напрямую действует на глоточное лимфоидное кольцо — зимой малыш будет меньше простужаться. Если есть возможность выбирать место от­дыха для ребенка с хроническим за­болеванием, посоветуйтесь с вра­чом. Кому-то лучше поехать на море, а кому-то провести время в сред­ней полосе. Общее правило — по­ездка в другую климатическую зонудолжна продолжаться не меньше двух недель, одна из которых ухо­дит на акклиматизацию, а вторая — полноценный отдых.

 Конец лета и начало осени — вре­мя, когда организм запасается вита­минами. Конечно, «накопить» на зиму водорастворимые витамины С, РР, группы В не получится, их избыток выводится почками, но возмес­тить образовавшийся за год дефи­цит вполне возможно. Нелепо в ав­густе-сентябре покупать на стол ана­насы и папайю — лучше налечь на яблоки, «почистить» почки арбузами.

 Кишечник тоже нуждается в нашей заботе — салаты из сырых овощей восстановят его нормальную работу, помогут избежать запоров, очистят стенки от осевших за год отложе­ний, в результате легче будут вса­сываться питательные вещества, луч­ше выведутся токсины.

 Первый пик осенней заболеваемо­сти приходится на середину сентяб­ря. Для облегчения адаптации де­тям нужен режим дня, обязательно больше времени на сон и прогул­ки. Не бросайте закаливание — са­мые смелые могут утром обливаться холодной водой из тазика, менее ре­шительным обливайте хотя бы нож­ки до колена. Поздней осенью, ког­да листья уже облетели, всюду грязь, снег еще не выпал, дни кажутся осо­бенно короткими. Недостаток света у грудных малышей может привести к развитию рахита. У старших резко повышается утомляемость, снижается работоспособность. Существует даже термин — осенняя депрессия, развивающаяся при укорочении све­тового дня.

 Дома можно заменить лампочки на более яркие. Лучше, если они бу­дут матовыми: яркий нерезкий свет поможет быстрее проснуться утром и бодрее себя чувствовать в тече­ние дня, поднимет настроение, акти­визирует защитные силы организма.

В это же время уменьшается поступление с пищей витаминов – пора вводить в рацион поливитамин­ные препараты. Предпочтительнее использовать натуральные расти­тельные формы, но и синтетические витамины тоже подходят. Необходи­мо давать их ежедневно в течение месяцам повторять такие курсы 3-4 раза в зимне-весенний сезон. Без изучения иммунного статуса ре­бенка в холодное время года можно пропить 2-3 курса растительных адаптогенов — женьшеня, элеутерококка, настойки эхинацеи, пантогама. Препараты принимаются один раз в день — утром, а вечером для снятия дневного напряжения и улучшения сна нужно давать ребенку успокаи­вающие отвары трав — валерьянку, пустырник.

 Еще один метод нормализации ра­боты организма — ароматерапия, с ее помощью можно не только под­нять иммунитет, но и улучшить на­строение, гармонизировать состоя­ние человека. Преимущество ис­пользования метода в детской прак­тике в том, что он не похож на при­вычные медицинские процедуры.

Ребенок выздоравливает, вдыхая за­пах сосны или апельсина, перед сном успокаивается в «мятной» детской на «лавандовой» подушке. Если малыш заболел, эфирные масла применяют в виде ингаляций, их втирают в кожу, закапывают в нос и используют для полоскания горла.

 Если ребенок в течение года час­то болел, то летом его нужно обсле­довать — сделать анализ крови, оп­ределить иммунный статус, показать ЛОРу и стоматологу. Если удастся найти очаг хронической инфекции и ликвидировать, то следующая зима обязательно пройдет легче.

 Простуду проще предотвратить, чем лечить.

Если Ваше чадо вернулось с прогулки с мокрыми ногами или зимой без шапки, да еще с востор­гом рассказывает о вкусе съеденной сосульки — принимайте меры. Быс­тренько сажайте героя или героиню в горячую ванну, пусть как сле­дует прогреется.

Если ребе­нок не любит купаться, и про­мокли только ноги - достаточ­но сделать ножную ванночку с горчицей на 10-15 минут, потом ноги обмыть проточной водой и тщательно вытереть, надеть шерстяные носки. После ванны или ножной ванночки — горячее молоко или горячий чай с вишневым вареньем: вишня уменьшает воспали­тельные явления в горле. Из трав хорошо заваривать ромашку или шалфей.

И последнее, но не менее важное: после того, как малыш переболеет, дайте ему время спокойно побыть дома в самых, что ни на есть, комфор­тных, тепличных условиях. Ребенку нужно восстановить силы. Такой от­дых также будет чудесной профилак­тикой повторных болезней.

 


 Рекомендации медицинского персонала

КАК ОДЕВАТЬ ДЕТЕЙ В ХОЛОДНОЕ ВРЕМЯ ГОДА?

подробнее.../свернуть

Одежда играет большую роль в защите организма от неблагоприятных влияний внешней  среды. Она должна обязательно соответствовать  сезону     и погоде, возрасту ребенка.

 Поскольку в наших климатических условиях большую часть года бывает более   или   менее, холодно, очень важно правильно   выбирать   для  детей верхнюю одежду.

 С чем   связаны   теплозащитные  свойства одежды? Какая одежда теплее?

     Более теплыми являются ткани и материалы, содержащие большое количество воздуха. Связано это с тем, что неподвижный воздух, заполняющий поры ткани, очень «плохой» проводник тепла. Чем пористее, воздушнее ткань, тем она теплее.

     Шерстяные ткани потому и теплые, что шерсть хорошо удерживает воздух. Этим же свойством обладают любые пушистые, ворсистые и высокопористые материалы. Поэтому-то хорошо греет трикотаж.

     Верхняя одежда сохраняет тепло и за счет теплозащитной прокладки – ваты, ватина, меха, поролона.

     Организм сильнее охлаждается при высокой влажности, потому что влажный воздух проводит тепло лучше, чем сухой. Особенно много тепла отнимает тающий снег: по этой причине в холодное время года, едва начинается оттепель, возникает много простудных заболеваний.

      В холодное время года советуем родителям использовать в качестве верха одежды плотные, тонкие (чтобы не утяжелять одежду) ткани, имеющие пониженную воздухопроницаемость и влагоемкость. Это может быть плащевая ткань (репс с водоотталкивающей пропиткой), капрон, кожа, замша. В то же время маленьким детям нельзя носить одежду из материалов, полностью исключающих воздухо- и паропроницаемость. Такая одежда препятствует нормальному функционированию кожи.

      Очень многое зависит и от покроя верхней одежды. Рекомендуем приобретать ребятам одежду свободного покроя с двубортной застежкой, плотно прилегающими пушистым воротником и манжетами. Если на улице довольно холодно и при этом еще сильный ветер, лучше надеть ребенку комбинезон или длинную куртку (полупальто) с брюками.

       Таким образом, детей нужно одевать по погоде, а также в зависимости от их подвижности на прогулке.

     Наиболее распространенная верхняя зимняя одежда дошкольников – шуба из меха – овчины – цигейки. Меховая одежда самая теплая. Однако такая шуба очень тяжелая. Как правило, ребятам при этом надевают сапоги и меховые шапки. Вес всей одежды маленького ребенка доходит порой до 1/3 веса его тела. Это стесняет движения малыша во время прогулки, он перегревается и потеет. Дети перегреваются тем больше, чем больше число слоев (вязаная кофта, жилет и т. п.) в их одежде.

      Родители должны знать, что при температуре воздуха от –9 до – 14 градусов общее число слоев одежды не должно превышать у детей, одетых в шубы, четырех, а в зимнем пальто – пяти слоев. При температуре воздуха – 3 – 8 градусов соответственно трех и четырех слоев.                                     

     Если на улице еще теплее, одевать детей в меховые шубы не следует. При этом общее число слоев в одежде должно быть ограничено в зимнем пальто – тремя, куртке – четырьмя слоями.

     Дети дошкольного возраста довольно часто болеют простудными заболеваниями. Одной из причин этих заболеваний, безусловно, является нерациональная одежда.

     Старайтесь поменьше кутать ребенка. Слишком теплая (она, как правило, и тяжелая!) одежда мешает закаливанию ребенка на прогулке, стесняет его движения, уменьшая подвижность.

 

 


 Информационный материал для родителей

ИММУНИТЕТ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

подробнее.../свернуть

Тому, что в саду ребенок часто болеет, есть очевидные причины. Всякое изменение условий жизни, требующее адаптации, представляет собою сильный стрессор для организма. Стресс, в частности, проявляется в том, что ребенок слабеет, у него снижается сопротивляемость к заболеваниям. Кроме того, в детском коллективе значительно выше вероятность инфицирования ребенка, чем дома. Любой здоровый малыш может быть носителем микроорганизмов, на которые он сам не реагирует, так как они для него свои, а для другого они могут послужить причиной заболевания. А мамы порой думают, что ребенка в саду «простудили». Почему же все-таки одни дети без конца простужаются, а другим ни сквозняки, ни мокрые ноги нипочем? Это зависит в первую очередь от особенностей иммунной системы ребенка.

Врачи считают, что причина большинства недугов — ослабленный иммунитет. Понятие это отнюдь не отвлеченное, а вполне конкретное. Иммунитет — наш телохранитель, защитник от многих напастей. День и ночь он неустанно борется с бактериями и вирусами, выводит токсины и уничтожает чужеродные клетки. Но защитные антитела, которые он вырабатывает, образуются только при встрече с болезнетворными микроорганизмами, носителями инфекций. Поэтому перед поступление в детский коллектив особенно беззащитна иммунная система домашних детей, еще не успевших обрести навыки борьбы с вредными бактериями.

 ПРИЗНАКИ СНИЖЕНИЯ ИММУННОЙ АКТИВНОСТИ

  • быстрая утомляемость;
  • частые жалобы на усталость, сонливость или наоборот, некрепкий беспокойный сон;
  • головная боль, тянущие ощущения в мышцах и суставах;
  • частые простуды и ОРЗ.

 Как укрепить иммунитет

 Это комплексная система мероприятий, которая включает:

  • активные занятия, подвижные игры и прогулки на свежем воздухе;
  • закаливающие процедуры;
  • крепкий, полноценный сон;
  • стресс — главный враг иммунной системы, и дети подвержены нервным потрясениям не меньше взрослых, старайтесь уберечь их от стрессов!
  • сбалансированный рацион питания, богатый витаминами и минералами.

 Консультация

СОН И ЕГО ОРГАНИЗАЦИЯ

 

подробнее.../свернуть

Сон - это одна из важнейших функций организма. Это не просто отдых организма, но и особое состояние, когда организм дает разрядку подсознанию в виде сновидений. Во время сна организм, освободившись от контроля и вмешательства сознания, получает возможность интегрировать все происходящее в нем, решить проблемы саморегуляции.

Известно, что в головном мозге есть центр сна. Это группа клеток мозга, которая регулирует циклы "сон" и "бодрствование". 

Генетически у каждого этот цикл имеет индивидуальное выражение: у одних смена фазы происходит в 20-21 час, и тогда человек ("жаворонок") должен ложиться спать, в другом случае ("сова") - в 2-3 часа ночи. Если же человек - "жаворонок" продлевает свой день, то продуктивность его деятельности минимальна, а в поведении очевидны замедленность реакций, рассеянность, снижение активности мышления, эмоциональных реакций.

Встав в 5-6 утра, до 13 часов "жаворонок" очень деятелен. У человека-"совы", наоборот, к вечеру наблюдается творческий подъем, появляются идеи, хорошие мысли, никто не мешает. Зато утром вялость, медлительность, нет ни духовного, ни эмоционального подъема. И только к 11-13 часам он просыпается окончательно. Большинство людей лучше отдыхают, если засыпают около 22-23 часов. Можно приспособиться к режиму. Но если не позволять организму отдыхать так, как ему положено от природы, то это ведет к отрицательным проявлениям и может послужить причиной расстройства сна или других нарушений здоровья.

Длительность сна с возрастом постепенно сокращается: с 15-20 часов в первые 6 месяцев, 14-16 во второе полугодие 1-го года, 12-14 часов к 2 годам до 10 часов в сутки (с индивидуальными колебаниями в дошкольном возрасте). Сон оценивается по трем параметрам: засыпание (медленное, быстрое, спокойное, неспокойное); характер сна (глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный с дополнительными воздействиями); длительность сна (укороченный, длительный, соответствует возрасту).

Нарушения сна у детей могут быть следствием переедания перед сном или недостаточного насыщения, кишечной колики, болей в животе, связанных с состоянием желчного пузыря (дискинезия, камни), заболевания желудка (гастрит, язвенная болезнь), Helicobacter pylori -инфекция (у детей школьного возраста с рецидивирующими болями в животе выявляется у 40-70%), психогенных причин (страх расставания с матерью, стресс при первичном поступлении в дошкольное учреждение с последующей адаптацией, тяжелые впечатления от телевизионных передач, частые шумные скандалы в семье со взаимными оскорблениями взрослых членов семьи, недоброжелательное отношение к ребенку или коллективу детей со стороны персонала дошкольного учреждения. Сон тревожный, укороченный, если помещение душное, непроветренное.

Перед сном рекомендуется занимать детей спокойными играми, провести теплую гигиеническую процедуру, общую или местную (исходя из условий), сменить одежду, затенить окна. Правильнее укладывать спать вначале тех детей, которые делают это спокойно и, таким образом, являются примером для более капризных и возбудимых детей.

На 3 году жизни увеличивается работоспособность нервной системы, поэтому активное бодрствование удлиняется до шести с половиной часов, а суточное количество часов сна уменьшается до 12-13 часов. Дневной сон детей начала третьего года жизни и физически ослабленных детей более старшего возраста удлиняется до 3-3,5 часов.

Для обеспечения спокойного сна следует выполнять несколько правил.

1.     Укладывать спать ребенка в одно и то же время, что формирует рефлекс засыпания.

2.     За полтора часа до сна никакой волнующей информации, не повышать голос.

3.     Ужинать детям следует не позднее, чем за час до сна.

4.     Важной является прогулка перед сном, которая улучшит кислородный баланс организма, необходимый для качества сна. Пройти в спокойном темпе 30 минут - это полезная для организма привычка, или спокойно поиграть.

5.     Полезны перед сном оздоровительные процедуры - теплый душ, общая теплая ванна или теплая ножная ванна (37-38 °С, 8-10 минут).

6.     Постель не должна быть слишком мягкой, перегревающей. Ось лежащей головы должна быть продолжением оси тела, чтобы голова не сгибалась в области шеи.

Выполнение этих правил обеспечивает быстрое засыпание и спокойный сон. Гиперсомния наблюдается редко (при травмах, эпилепсии, мигрени), иногда она служит признаком хронической гипоксии у детей с избыточным весом. Ночные страхи и кошмары могут наблюдаться при неврозах, но бывают и проявлениями эпилепсии. Сноговорение и скрежет зубами во сне (бруксизм) часто наблюдаются у совершенно здоровых детей.

Глубина сна на его протяжении меняется. В нормативном состоянии человек просыпается один или несколько раз, тогда он может слышать шум, укрываться, поворачиваться, раскрываться. Есть период сна, когда человек не воспринимает сигналов ни извне, ни изнутри организма - ночной паралич (при переходе от сна к бодрствованию). В такой цикличности разных фаз сна заложено его целебное значение. Сон - это движение физиологических процессов, а не застывшее состояние.

Для нормализации сна необходимо устранить раздражители, организовать прогулки и закаливающие процедуры перед сном. Этого, как правило, бывает достаточно. В редких случаях приходится использовать успокаивающие настои, запахи седативных эфирных масел.

Правильно составленный режим может обеспечить здоровье, правильное развитие организма и высшей нервной деятельности детей, их хорошее самочувствие и активное поведение.

 (Оформила медсестра Фадеева А.С. по материалам статьи "Сон и его организация", М.Н.Кузнецова).


 

                             

Наш адрес: г.Минск ул.Пономарева,13

Телефон  +375 17 266 57 01,  +375 17 286 80 05

Электронная почта ddu215@minsk.edu.by

Регистрационное свидетельство сайта № 1141001051 от 07.09.2010г