Домашняя игротека © Ясли-сад №215 г. Минска

 

РусскийБеларускi

 

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА

Государственное учреждение образования
"Ясли-сад №215 г. Минска"

 

Домашняя игротека


Учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость, мы предлагаем Вам познакомиться с играми, игровыми упражнениями на развитие речевых навыков вашего ребенка. Играть в них можно, занимаясь повседневными делами, в свободное время, по дороге в детский сад и т. д.

«Игры детей – вовсе не игры, а правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста».

                                                            М.Монтель

Предлагаем онлайн-справочник, где вы найдете игры, творческие занятия и познавательные беседы для своих малышей: Игры и занятия для детей дошкольного возраста

 

Игры на обогащение словаря

подробнее.../свернуть

 «Давай искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.

  • «Угощаю». «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.
  • «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает её. Например: ворона каркает, а воробей … (чирикает). Сова летает, а заяц … (прыгает, бегает). У коровы теленок, а у лошади … (жеребенок) и т.п.
  • Подбирать слова. Шить... платье, штопать... носки, завязывать... шнурки, вязать...шарф.
  • «Бюро находок». Вы потеряли предмет красного цвета, круглой формы…


 

Развитие грамматического строя речи

подробнее.../свернуть
  • «Сварим варенье». «Из черники... (черничное); из ежевики... (ежевичное) и т.д.» А теперь наоборот: малиновое варенье из чего?» и т.д.
  •  «Назови ласково и много». Лес – лесочек, много лесов; Лист – листочек, много листьев; Ветка –веточка, много веточек.
  •  «Чей след?». След лисы – лисий, след кабана – кабаний, след лося – лосиный, след белки – беличий, след мыши – мышиный, след человека – человечий.
  •  «Скажи правильно». Если игрушка сделана из дерева, она какая? (деревянная); из пластмассы? (пластмассовая); из глины? (глиняная); из кожи?, из металла?, из резины?, из бумаги?, из картона?, из стекла?.
  • «Приготовим сок» «Из яблок сок … (яблочный); из груш … (грушевый); из слив … (сливовый); из вишни … (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т.д.
  • «Я заметил» «Давай проверим, кто из нас внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем - какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая». Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
  • «Волшебные очки» «Представьте, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»
  • «Упрямые слова» Расскажите ребенку, что есть на свете упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т. п.». задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях-ответах.


 

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики

подробнее.../свернуть

Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребенок может выкладывать из пуговиц ярких ниточек узоры.
Попробуйте вместе с ребенком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришить (с Вашей помощью), а модно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи).

Очень красивые картинки получаются из кнопок, особенно из цветных. В детском саду педагоги не могут дать детям кнопки (в целях безопасности). Но дома Вы можете проконтролировать своего ребенка. Кнопки лучше всего втыкать в плотный поролон.

  • «Помогаю маме» Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
  • «Волшебные палочки» Дайте малышу счетные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.


 

Подвижные игры на звуковую культуру речи

подробнее.../свернуть
  • «Игры с мячом» «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь, например: звук «ж». Если в слове нет данного звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, жук, книга….».
  • «Лягушка» Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, е, э, я, ы. «Будешь прыгать как лягушка, если услышишь «а», на другие звуки опускаешь низко руки». По аналогии проводится игра на другие звуки.

  Если днем ваш ребенок – «тихоня», а вечером - «дикарь», хорошо помогает снять напряжение и дать выход деструктивной энергии игра «Рвакля». Приготовьте ненужные газеты, журналы, бумаги, широкое ведро или корзину. Ребенок может рвать, мять, топтать бумагу, в общем, делать с ней все, что заблагорассудится, а потом бросать ее в корзину.

      Малышу может понравиться прыгать на куче бумажек – они отлично пружинят.

      Если маленький человечек и в садике ни на минуту не присел, и дома не как не угомонится, помогут игры с постепенным снижением физической нагрузки, не содержащие при этом элементов соревнования. Одной из таких является игра «Грибник». Помогите ребенку расставить кегли или небольшие игрушки в произвольном порядке на небольшом расстоянии друг от друга. Затем попросите его закрыть глаза и по памяти собрать все предметы – «грибы»- в корзину. Собранные «грибы» можно сортировать по цвету, форме, размеру. К  одному из предметов можно прикрепить записку с дальнейшим планом вечера: «Давай почитаем!» или «Поможешь мне на кухне?»

      Каким бы замечательным ни был детский сад, какие бы профессионалы в нем ни работали, никто не поможет вашему малышу лучше, чем вы. Если он будет твердо знать, что в конце напряженного дня его ждет «тихая пристань», восемь часов в садике не покажутся ему вечностью, и стресс отступит.

(По материалам журналов:«Дошкольное воспитание» № 1, 2008г.«Пралеска» № 1, 2008г. подготовила  Градович Н.В.)

Не секрет, что значительную часть времени мамы проводят на кухне. Кухня может стать местом для задушевных, доверительных разговоров, для шуток и веселья. Кроме того, кухня – отличная школа, где малыш приобретает полезные навыки, знания.  Разумеется, требуются особые меры предосторожности, чтобы защитить ребенка от ожогов ударов током, отравлений и острых предметов. Но если вы позаботитесь о безопасности, то получите еще один шанс приятно и с пользой провести  время.

      Скорлупа от вареных яиц послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите ее на кусочки, которые ребенок может легко брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина – это фон, а затем предложите ребенку выкладывать рисунок или узор из скорлупы.

      Увлекательным могут быть игры с тестом. Тесто для этого нужно не обычное, а соленое (после высыхания оно делается словно камень). Поделки из него хранятся очень долго, ими можно играть. Рецепт приготовления теста прост: 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды (ее можно покрасить), 2 столовые ложки растительного масла – все смешать, чуть подогреть, и получится мягкий комок. Лепите все, что хотите!

      Пусть малыш отвернется, вы помешайте ложкой в стакане, закройте крышкой кастрюлю и т. д. Предложите ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.

      Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

      Поставьте перед ребенком небольшое блюдце, в котором смешаны горох, рис и гречка, и попросите помочь вам их перебрать.

(По материалам журналов:«Дошкольное воспитание» № 1, 2008г.«Пралеска» № 1, 2008г. подготовила  Градович Н.В.)

Занимаясь домашними делами, взрослые могут привлечь внимание ребенка к интересным событиям и явлениям. «Сейчас мы с тобой будем шуршать. Вот так…» С этими словами взрослый встряхивает газету, мнет фантики от конфет, привязывает спичечный коробок за веревочку и тянет его за собой, проводит ладонью по любой поверхности («Шуршалки»), а еще можно играть в «Звенелки», «Чавкалки», «Стучалки», «Скрипелки» и т. д.

(По материалам журналов:«Дошкольное воспитание» № 1, 2008г.«Пралеска» № 1, 2008г. подготовила  Градович Н.В.)

В пластмассовое ведерко налейте воду и предложите ребенку определить, сколько стаканов воды содержится в нем, переливая воду в другое ведерко, а потом ковшиком перелить воду из полного ведра в пустое. В этой игре можно знакомить малыша с понятиями «много-мало», «полное-пустое», «половина», «на донышке», «через край».

      Вы можете пускать мыльные пузыри (попросите ребенка выдуть большущий шар и малюсенький пузырек), играть с губками (смотреть, как они  впитывают и отдают воду, устроить «дождик» из губки, превратить их в кораблики или  дельфинов).

(По материалам журналов:«Дошкольное воспитание» № 1, 2008г.«Пралеска» № 1, 2008г. подготовила  Градович Н.В.)

Невыспавшиеся малыши утром обычно капризничают, мамы и папы начинают нервничать, покрикивать на них, а те в ответ еще больше хнычут… Утро испорчено, причем и для родителей, и для детей. Что делать? Отвлечь любимое чадо простыми играми. Ребенок  недавно познакомился с некоторыми геометрическими формами? Можно  по очереди с ним называть все круглые предметы, которые встретятся вам по дороге. Накануне вы объяснили малышу, какие бывают цвета? Предложите среди окружающих предметов найти только красные. Не надо называть несколько цветов: лучше показать только один, например красный, и несколько дней подряд (а может быть, и недель в зависимости от возраста и возможностей малыша) искать красные предметы. Когда ребенок будет безошибочно называть и показывать их, можно перейти к другому цвету. Подобным образом можно отрабатывать у ребенка восприятие размера.

Желательно также отмечать изменения в природе и в окружающей обстановке.

(По материалам журналов:«Дошкольное воспитание» № 1, 2008г.«Пралеска» № 1, 2008г. подготовила  Градович Н.В.)

 

                             

Наш адрес: г.Минск ул.Пономарева,13

Телефон  +375 17 266 57 01,  +375 17 286 80 05

Электронная почта ddu215@minsk.edu.by

Регистрационное свидетельство сайта № 1141001051 от 07.09.2010г