Учитель-дефектолог © Ясли-сад №215 г. Минска

 

РусскийБеларускi

 

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА

Государственное учреждение образования
"Ясли-сад №215 г. Минска"

 

Учитель-дефектолог


Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи.

Развитие речи у детей происходит настолько стремительно, что если в словаре трёхлетнего современного ребёнка насчитывается 1200 слов, активный словарь шестилетнего дошкольника возрастает почти в 3 раза (3000-3500 слов). Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как одна из основных задач  воспитания и обучения детей.

Работа по выполнению вышеуказанной задачи осуществляется на занятиях в специально-организованной деятельности, в нерегламентированной деятельности, а также на пункте коррекционно-педагогической помощи (ПКПП).

 

Советы для родителей: «Речь развивается не сама по себе»

подробнее.../свернуть

Здравствуйте, уважаемые родители! 

Сегодня я бы хотела обратить ваше внимание к проблеме развития речи ребенка. 

Человек не обладает речью при рождении, она формируется и развивается вместе с его ростом и развитием, то есть, практически, всю жизнь. Но это не означает, что речь развивается сама по себе, без участия взрослых. Именно дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи. То, что ребёнок не усвоил в дошкольном возрасте, восполняется в более поздний период с большим трудом, а то и не восполняется совсем. Если вы хотите, чтобы ребёнок успешно обучался в школе, надо целенаправленно заниматься развитием его речи. Ведь именно речь является источником получения знаний по всем предметам школьного курса (от того, как ребёнок прочтёт и поймёт параграф, зависит, как он его потом расскажет). Именно с помощью речи ребёнок общается с окружающими, в том числе, с учителями, соответственно, чем правильнее он будет выражать свои мысли, тем лучше его будут понимать.

Как вы считаете, какой должна быть речь ребёнка? Конечно, она должна быть грамотной, понятной, выразительной, осмысленной, богатой, ясной и чёткой.

Но что же мы видим на самом деле?
По данным современных исследований у от 15 до 30 % дошкольников не развита связная речь, дети не могут грамматически правильно оформить речевое высказывание.
Давайте рассмотрим, какие проблемы чаще всего возникают у дошколят:

  • Односложная речь, состоящая из одних простых предложений.
    • Бедная речь - недостаточный словарный запас
    • Замусоривание речи, употребление нелитературных слов и выражений, слов – «паразитов» А это результат просмотра телевизионных передач для взрослых
    • Неумение грамотно и доступно сформулировать предложение, вопрос. Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. (А к школе это умение приобрести просто необходимо).

Прежде чем поделиться с вами конкретными советами по развитию речи малышей, ознакомьтесь с краткой возрастной характеристикой появления и совершенствования грамматических категорий и связной речи.

Ребёнок 3-4 лет активно осваивает грамматические формы:

единственное и множественное число существительных (рука-руки, мяч-мячи),

согласование прилагательных с существительными в роде (красный шар, красная кофта, красное яблоко), согласование глагола прошедшего времени с существительным (папа пришёл, мама пришла),

склонение существительных (игрушке, игрушкой).

Активный словарный запас (то есть те слова, которые ребёнок употребляет в речи) четырёхлетнего ребёнка достигает 1000 и более слов.
Своё развитие получает в этом возрасте и связная речь: ребёнок легко отвечает на вопросы простыми распространёнными предложениями, может описать предмет 2-3 предложениями.

 К 5-ти годам дети начинают осваивать образование множественного числа родительного падежа существительных (одна кукла - много кукол),

согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже (видела полосатых котят, играю с полосатыми котятами).

В большинстве случаев на пятом году жизни ребёнок правильно употребляет предлоги пространственного значения (в, на, под, у, около).

Словарный запас пополняется определениями (смешной, отличный, неряшливый) и глаголами повелительного наклонения (встать, лежать). Активный словарь пятилетнего ребёнка составляет 2500 – 3000 слов.

Ребёнок свободно использует обобщающие слова, группирует предметы по родовым признакам (одежда, мебель, посуда, овощи и т.д.) В этот период происходит становление монологической речи. Дети хорошо понимают прочитанное, отвечают на вопросы по содержанию, способны пересказать сказку, короткий рассказ. На пятом году жизни совершенствуются средства выразительности высказывания: темп, высота и сила голоса. 

На шестом году жизни в речи ребёнка присутствуют все части речи.

Он умеет образовывать слова с помощью суффиксов (футбол - футболист), приставок (ехал - приехал), уменьшительно-ласкательные формы (мяч-мячик).

Правильно употребляют существительные в родительном падеже множественного числа (много стульев, окон, песен).
К шести годам ребёнок углубляет и уточняет свои познания об одном и том же предмете. Он может охарактеризовать предмет по разнообразным качествам: величина, форма, цвет, вкус. материал изготовления, сфера применения. (Это яблоко. Оно круглое, зелёное, большое, сладкое. Это фрукт, его едят).

Связная речь является показателем речевого развития ребёнка.

Шестилетний ребёнок способен составить рассказ по серии картин, самостоятельно расположив картины в логической последовательности. Кроме того, он может вообразить события, предшествующие изображённым на картине, и последующие.

Дети семи лет употребляют все части речи, в том числе причастия (игравший) и деепричастия (вставая).

Они умеют согласовывать прилагательные в роде и числе (красный шар, красная блузка, красное яблоко, красные цветы).

Правильно употребляют родительный падеж множественного числа существительных (много стульев, гусей, мест, зим). Употребляют не только простые, но и сложные предложения (Не пойду гулять, потому что… Помогу, если…). Дети этого возраста правильно согласовывают слова в предложении.

Самостоятельно образовывают однокоренные слова (зима - зимний, лес-лесник-лесовик). Речь детей насыщена обобщающими словами (посуда, мебель, инструменты, овощи, фрукты, домашние и дикие животные). Активно используют синонимы (простой - несложный, чужой - неродной, воин-боец) и антонимы (горячий - холодный, храбрый - трусливый). Ребёнок этого возраста способен объяснить многозначность слов (Ключ – это…).

У ребёнка седьмого года жизни хорошо развита диалогическая речь: отвечает на вопросы, подаёт реплики, задаёт вопросы. Свободно пользуется интонациями, способен построить краткое монологическое высказывание. Рассказывает грамматически правильно, последовательно и связно. 

Основная трудность для родителей – нежелание ребёнка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая!

Игры в домашних условиях:

1. Речевые игры, не требующие никакой отдельной подготовки. Это те игры, которыми можно занять свободное время по дороге на прогулку, в лес, к бабушке или в детский сад. Это игры «Большой-маленький», «Один-много», «Назови одним словом», «Из чего – какой?» и многие другие.

2. Речевые игры с использованием игрушек.
Например, катая по полу машинку, можно повторить образование глаголов с помощью приставок и даже составить небольшой рассказ о приключениях машинки. (Машина ехала по дороге, проехала мимо светофора, заехала за дерево, въехала на горку, съехала с горы, заехала в гараж). С помощью нескольких мягких или резиновых игрушек можно повторить пространственные предлоги (зайчик сидит рядом с мишкой, лягушка находится между машинкой и мячиком и т.д.); составить небольшой описательный рассказ любимой игрушки. 
А для закрепления навыка поиграть в игру « Отгадай по описанию»( когда роли загадывающего и отгадывающего меняются)

3. Игры с использованием иллюстрированных художественных произведений.
Прочитав короткую сказку или рассказ можно пересказать её по картинкам в книге. А можно пофантазировать и придумать сказке другой конец (Как ты думаешь, что бы произошло, если бы Колобок не встретил Лису?) Этот же приём можно использовать на знакомых мультфильмах. Кроме того, красочные иллюстрации в книгах дают простор нашему творчеству. 

И напоследок (памятка для родителей):

• В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью

• Во – вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью не бойтесь обратиться к специалистам 

• Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное 

• Задумайтесь, как часто вы говорите ребенку эти фразы:
Ты самый любимый!
Ты очень многое можешь!
Что бы мы без тебя делали?!
Иди ко мне!
Садись с нами!
Я помогу тебе.
Я радуюсь твоим успехам
Расскажи мне, что с тобой

Любите своих детей, помогайте им. Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня!
Терпения вам и успехов.

Учитель-дефектолог Кирьяненко Т.М.


 

Время идти к логопеду

подробнее.../свернуть

4,5 - 5 лет - это критический возраст, до которого ребенок имеет право на «коверканье» слов. Потому что до этого возраста еще идет формирование звукового строя речи, и ребенок как бы пробует разные варианты звуко произношения. 
       Он может неправильно произносить шипящие звуки, у него нет звука «р», не совсем четко произносит твердый «л». Большинство детей к 4 - 5 годам самостоятельно компенсируют свои речевые ошибки.
       Если же ребенок так и не научился правильно говорить, идите к логопеду. Причем сделать это лучше не за неделю до 1 сентября, а задолго до него, чтобы было достаточно времени для корректирующих занятий. 
       Нужна помощь специалиста
Если в 2 - 3 года ребенок не различает звуки, а потому взаимозаменяет их. Например, говорит «сапка» вместо «шапка», но «шобака» вместо «собака».

Если к 3 - 4 годам ребенок не слышит слоги в слове. Он может коверкать его до неузнаваемости, но и в его «версии» оно должно состоять из правильного количества слогов. Ведь гласные - это основа слова, его ритмика. И нарушение слоговых структур - сигнал того, что ребенок не слышит ритм слова.
       Если ребенок говорит в нос. Такой «прононс» не всегда связан с аденоидами. Поднесите зеркальце к носу ребенка, и пусть он что-нибудь скажет. От дыхания зеркальце может слегка запотеть. Но если запотевание пойдет активно, значит, струя воздуха идет через рот. А ведь наша речь предполагает носовое дыхание.
 
             Что необходимо уметь к школе?
       К 6 годам ребенок должен знать все многообразие бытовых предметов: посуды, мебели, одежды. К сожалению, сегодня все чаще случается, что без малого первоклассник может впервые от логопеда услышать такие слова, как «дуршлаг» или «сарафан». Так что совет постоянно общаться с ребенком - по-прежнему актуален. Просто рассказывайте ему, как вы варите борщ, как меняете колесо в машине, как работаете на компьютере и т. д. Все это поможет малышу активно пополнять словарный запас.
       Если же новые слова запоминаются с трудом, если ребенок не в состоянии выучить ни одно стихотворение - это тоже повод обратиться к логопеду.
       К 5 годам ребенок должен уметь правильно согласовывать слова в роде и числе, а к 6 - и в падеже. Он должен уметь образовывать и видоизменять слова, составлять предложения, правильно пользоваться предлогами, не путая их. И перед школой четко знать «право - лево», вчера - сегодня.
       Незнание подобных вещей говорит о том, что у ребенка нарушены зрительное восприятие и оптико-пространственные отношения.

       Что это значит? Представьте себе какую-нибудь картину, мы воспринимаем ее сперва целиком и лишь потом вдаемся в детали. У детей же фрагментарное восприятие, они видят картину по кусочкам и лишь потом складывают в единое целое. Но к 6 годам восприятие должно «повзрослеть» и стать целостным. Проверить это можно таким образом.
       Нарисуйте ребенку картинку с массой подробностей. Домик с окошками, в одном есть занавеска, в другом - нет. Забор: справа грушевые деревья, слева - яблони. Из трубы идет дым. В левом углу - солнце, в правом - птицы и т. д. И пусть ребенок перерисует эту картину в точности. Не так и важно, насколько хорошо будет все нарисовано, важно, насколько точно. Если он деревья поменял местами или не увидел занавески - значит, он не замечает детали и зрительное восприятие нарушено.
 
Учимся говорить правильно
       Чтобы у ребенка была красивая грамотная речь, ему необходимо полноценно владеть своим телом. Мы часто увлекаемс яразвивающими занятиями для головы и совсем забываем про тело.
       А ведь плавание задействует абсолютно все мышцы, заставляет их работать, при этом корректирует мышечный тонус - все это «выравнивает» неврологию. Такие виды борьбы, как ушу, айкидо, помогают правильной постановке дыхания. А танцы развивают чувство ритма - фундамент фонетики. Кстати, для этих же целей поиграйте с ребенком в различение бытовых шумов. Пусть он на слух определяет звуки работающего миксера, закрывающейся двери холодильника, чирканье спички и т. д.
     Не забывайте о мелкой моторике: массаж пальчиков и самомассаж - разогревание своих ладошек.
     Спрячьте в кастрюлю с крупой какую-нибудь игрушку - пусть ребенок копается там, отыскивая машинку или пупсика и развивая таким образом тактильные ощущения. А можно игрушку положить в мешочек, чтобы ребенок на ощупь отгадал, что мама там спрятала.
       Насыпьте в одну коробочку горох, в другую - фасоль. Поставьте их по разные стороны от ребенка и предложите ему одновременно складывать крупы в одну кастрюлю. Эта игра развивает координацию движений.
       Чтобы ребенок соотносил себя в пространстве, постоянно уточняйте у него: что сзади тебя, что слева, что над тобой... А если развернуться в другую сторону?
       Учите проводить параллели: у тебя вверху голова, а у дома - ... (крыша) и т. д.
Не ждите молниеносных результатов, должно пройти время. Придется несколько десятков раз проделать упражнения, прежде чем речь улучшится.
         В пространственных значениях: право - лево,  верх - низ и т. д. - шестилетка уже легко разбирается сам. Но если даже после тщательных тренировок он путает эти понятия также, как вчера - завтра, придется прибегнуть к специальным упражнениям, которые подскажет логопед.

Учитель-дефектолог Кирьяненко Т.М.

По материалам журнала "Аргументы и Факты"


 

Как стимулировать речевое развитие ребенка

подробнее.../свернуть

Как стимулировать речевое развитие ребенка

Установите с малышом эмоциональный контакт, т.е. попытайтесь поймать взгляд ребенка и привлеките его внимание: меняйте тон голоса, напевайте малышу; сами имитируйте движения и вокализации ребенка; предложите малышу два предмета (например, игрушку и расческу) и посмотрите, какой из них он выберет. Поговорите с ребенком о том предмете, который ему понравился, а другой уберите.

Старайтесь разговаривать с ребенком медленно и четко, выделяя голосом то слово, которое вы хотите, чтобы он запомнил. Это даст возможность малышу «переработать» услышанное. Лучше говорить с малышом пока только о том, что происходит «здесь и теперь».

Играйте в “разговор по очереди”. Установите с малышом контакт глазами, улыбайтесь ему и, если он начал вокализовать, попробуйте повторить его вокализацию. Если же она окажется вам сложной для воспроизведения, можно использовать реакцию удивления: “Правда? Неужели?” - как будто звуки, которые произносит ребенок, и вправду имеют для вас большое значение.

Поощряйте желание ребенка говорить

Используйте различные приемы для растормаживания речи

  • - Следите за направлением взора вашего малыша. Когда он смотрит на предмет, ваш «параллельный разговор» о нем поможет запомнить и научиться понимать значение этого слова.
  • - Как только ребенку станет понятным вопрос «Что это?», называйте новые слова, показывая различные предметы. Сначала сами спрашивайте: «Что это?», побуждая малыша ответить на вопрос, употребив знакомое для него слово.
  • - Совершайте с ребенком экскурсии по дому и как можно раньше научите малыша показывать пальчиком предмет, который его заинтересовал, а сами называйте этот предмет. Называть старайтесь не только предметы, но и действия, которые осуществляет ребенок, например: «Маша пьет сок. Ах, какой вкусный сок!»
  • - После 6 месяцев обязательно начните читать малышу книжки и показывать в них картинки.
  • - Когда малыш начнет говорить отдельными словами, обязательно дополняйте сказанное. Так вы быстрее перейдете к следующему этапу развития ребенка - фразовой речи. «Кя!» - скажет ребенок, указывая на утку, а вы договори-те за него, превращая сказанное в предложение: «Да, это уточка. Уточка говорит: «Кря!»».
  • - Когда будете учить ребенка запоминать названия цвета, объясняйте ему «Вот помидор. Он красный. Мячик тоже красный. Они оба красные».
  • - Используйте потешки, народные игры: «Гуси-гуси», «Сорока-сорока», «Каравай-каравай» и другие. Когда вы убедитесь в том, что ребенок запомнил весь стихотворный ряд, начните сознательно пропускать последнее рифмованное слово в строчке, чтобы он его озвучил. Мама: «Гуси, гуси…» - Ребенок: «Га-га-га!» - Мама: «Есть хотите?» - Ребенок: «Да-да-да!» Таким образом, у ребенка в контексте игровой ситуации развивается умение общаться.
  • - Пойте малышу песенки, поощряя его подпевать и тем самым запоминать новые слова. Говорить или петь под музыку можно разным тоном, быстро или медленно, с разными эмоциями.

В промежутке между 1 и 2 годами можно сделать детский фотоальбом: приклеить фото с разными действиями ребенка: когда он спит, ест, поет, гуляет… и сделать из этих картинок маленький альбом вашего малыша. Ребенок будет его рассматривать и комментировать свои действия, которые выполняет.

Мамы и папы!

Не перегружайте ребенка чересчур сложными словами и фразами. Говорите с ребенком просто, на доступном для него уровне.

Поощряйте активность ребенка в рамках его возможностей. Помните, что излишняя опека подавляет ребенка и ограничивает его развитие.

Не забывайте побольше играть с малышом, помогая ему познавать мир и провоцируя на реакцию в виде звуков, слогов и слов. До 7 лет у детей ведущей является именно игровая деятельность, поэтому очень просто научить чему-то малыша, играючи.

Учитель-дефектолог Кирьяненко Т.М.


 

Маленькие советы для родителей от учителя-дефектолога

подробнее.../свернуть

Поговори со мной…

О хорошем развитии речи как условии успешного обучения в школе говорят много. Однако родители не всегда осознают, как же эту речь развивать.

Часто можно услышать: «Мы так много читали ребенку, рассказывали стихи, учили, объясняли, так много разговаривали, но результата нет; сам ребенок не может ни описать самую простую картинку, ни о чем рассказать…».

Да как же иначе: ведь это родители рассказывали, говорили, объясняли – не ребенок.

«Речистость» у детей разная: одних не остановишь. А из других слова не вытянешь. Но даже и молчуны разговорятся, если есть стимул для разговора.

Какими упражнениями можно развивать речь?

1.     Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку – обращайте внимание ребенка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.

2.     Играйте в игру «Доскажи словечко»: взрослый читает короткое стихотворение, а ребенок должен догадаться и назвать последнее в нем слово.

3.     Играйте в слова. Это может скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход «по делам» или необходимость лежать в постели. К таким заданиям можно отнести:

  • Какими словами, красками можно описать время года.
  • Назови слово предмет, слово действие, слова – ассоциации, слово-цвет, только веселые слова.
  • Расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных); что может делать (назови как можно больше глаголов) и т.д.
  • Играйте в игру «Если бы да кабы…». Ребенку предлагается закончить предложение:

         Если бы я был Улицей, то я бы…, потому что… .

               Если бы я был Музыкой, то я бы…, потому что… .

           Если бы я был Дождиком, то я бы…, потому что… .

         Если бы я был Мандарином, то я бы…, потому что… ;

  • Играйте в игру «Хорошо - плохо».

Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?

Что хорошего в болезни, а что плохого?

Что хорошего в дождике, а что плохого?

Что хорошего в том, что телевизор сломался, а что плохого?

  •  играйте в слова с противоположным значением(антонимы): веселый – грустный, сильный – слабый и т.д.
  • играйте в слова, где изменяется только один звук: почка – дочка – точка – кочка…

4.     Предложите ребенку пересказать сказку. Рассказ, мультфильм. Спросите, что больше всего понравилось и почему. Попросите описать понравившегося героя.

5.     Играйте в игру: «Найди ошибку в предложении». (В лесу растут грибы. Шишки растут … елке).

6.     Учите детей составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро). Середины (длинного, как день) и конца (короткого, как вечер).

7.     Разыграйте знакомую сказку «в лицах» с разной интонацией.

 Помните! Ребенка очень легко сбить: достаточно порой ухмылки, насмешки, оттенка недоверия – и увлеченный «говорун сразу скисает». А похвала и поощрение придадут малышу уверенности в своих силах.

Учитель -дефектолог ГУО "Ясли-сад №215 г. Минска" Яцынович Т.И. 


 

                           

Наш адрес: г.Минск ул.Пономарева,13

Телефон  +375 17 266 57 01,  +375 17 286 80 05

Электронная почта ddu215@minsk.edu.by

Регистрационное свидетельство сайта № 1141001051 от 07.09.2010г