СППС © Ясли-сад №215 г. Минска

 

РусскийБеларускi

 

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА

Государственное учреждение образования
"Ясли-сад №215 г. Минска"

 

СППС


СППС – это социально-педагогическая и психологическая  служба учреждения образования.

Социально-педагогическая и психологическая служба (далее – СППС) обеспечивает социально-педагогическую поддержку воспитанникам и оказывает им психологическую помощь.

Целью деятельности СППС является содействие социальной адаптации воспитанников и оптимизация образовательного процесса. В задачи службы входит обеспечение социально-педагогической поддержки и оказание психологической помощи субъектам образовательного процесса по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации воспитанников, защиты их прав и законных интересов.

В яслях-саду служба СППС создана приказом заведующего, утвержден состав СППС: заместитель заведующего по ОД Сулима С.В.,   педагог-психолог Смирнова Д.С., учитель – дефектолог Кирьяненко Т.М.

Общее руководство деятельностью СППС дошкольного учреждения осуществляет Сулима С.В., заместитель заведующего по основной деятельности.

График
работы педагога-психолога

ГУО «Ясли-сад №215 г.Минска»
на 2017-2018 учебный год

Дни неделиВремя работыОбеденный перерывКонсультация
для педагогов
Консультация
для родителей
Понедельник 08:00 – 16:30 12:00 – 12:30 13:00 – 14:00
Вторник 08:00 – 16:30 12:00 – 12:30
Среда 10:30 – 19:00 12:00 – 12:30 16:00 – 19:00
Четверг 08:00 – 16:30 13:00 – 13:30 14:30 – 15:00
Пятница 7:00 – 15:30 12:00 12:30 8:00 – 9:30

Шут Дмитрий Николаевич

старший участковый инспектор ИДН Первомайского РУВД г. Минска

закреплен за государственным учреждением образования

«Ясли-сад №215 г. Минска»

Контактный телефон : 281-71-22

Адрес инспекции: г. Минск, ул.Белинского,10 , каб.109

 

Направления профессиональной деятельности специалистов СППС

подробнее.../свернуть

Информационно-аналитическая деятельность – изучение и анализ положения детей в учреждении образования, сбор информации о несовершеннолетних и их семьях, формирование банков данных всех категорий, анализ полученных данных; сбор данных о социальной инфраструктуре микрорайона яслей-сада, анализ полученных данных, составление социально-педагогической характеристики микрорайона учреждения образования и др.

Профилактико-просветительская деятельность – мероприятия:

по повышению психолого-педагогической и правовой культуры педагогов и родителей;

профилактике насилия в отношении несовершеннолетних,

по вопросам развития и социализации личности;

по тематическим дням.

Формы работы: выступления на родительских собраниях, педагогических советах; взаимодействие с субъектами профилактики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

Диагностическая деятельность – это психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности несовершеннолетних, взаимодействия со сверстниками, изучение социальной ситуации развития в целях организации индивидуального подхода в воспитательном процессе, определения стиля педагогического взаимодействия с детьми; изучение социально-психологического климата коллектива; изучение состояния детско-родительских отношений, внутрисемейной обстановки; выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

Коррекционно-развивающая деятельность – это адаптационные мероприятия, коррекция эмоционально-поведенческих нарушений, мероприятия, направленные на развитие личности, ее самосовершенствование и социализацию.

Консультационная деятельность – это проведение консультаций с родителями, педагогами.

Охранно-защитная деятельность – это изучение положения детей в семье, выявление и устранение причин и факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни, с использованием критериев и показателей социально опасного положения несовершеннолетних, защита прав и законных интересов детей в различных правоохранительных и правозащитных органах и организациях; взаимодействие с органами, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, учреждениями и организациями, занимающимися вопросами защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социальными институтами, занимающимися вопросами социализации.

Методическая деятельность – это участие в работе педагогических советов, разработка или подборка методических рекомендаций, памяток, материалов для тематических выступлений, оформления стендов для различных категорий и др.

Работа по повышению профессионального уровня – это работа по самообразованию; повышение квалификации; аттестация; изучение и обобщение лучшего психолого-педагогического опыта.


 

Декрет Президента РБ от 24.11.2006г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»

подробнее.../свернуть

 Декрет  Президента №18 от 24.11.2006г.

        В соответствии с Декретом Президента РБ от 24.11.2006г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном  положении.

       В соответствии со ст. 67  Кодекса РБ о браке и семье, воспитание признается ненадлежащим, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, если ребенок находится в социально опасном положении.

     Обязанности  родителей в отношении детей определены  в ст. 65 (права и обязанности семьи), 73 (обязанности родителей по защите прав и законных интересов ребенка), 74 ( место жительства), 75 (воспитание детей), 90 (пределы полномочий родителей в управлении делами ребенка) Кодекса о браке и семье.

Оценка риска семейного неблагополучия несовершеннолетнего:

  • ненадлежащий досмотр ребенка, отсутствие родителей;
  • частое отсутствие в учреждении дошкольного образования ребенка без уважительной причины;
  • неопрятный внешний вид ребенка, отсутствие сезонной одежды;
  • эпизодически  нетрезвое состояние родителей;
  • несвоевременно  оплата за  учреждение дошкольного образования;
  • следы побоев у ребенка;
  • жестокое обращение с ребенком.
  • антисанитарное состояние квартиры;
  • факты бытового пьянства;
  • наличие долга за коммунальные услуги;

Основные направления деятельности по выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите.

Для счастливого детства, благополучного развития ребенка нужно личное счастье пап и мам, нужна гармоничная, успешная семья, способная обеспечить основное, базовые потребности ребенка.

Однако, к сожалению, далеко не все родители осознают свою ответственность за воспитание и содержание детей и обеспечивают им достойный уровень жизни.

Для более точного понимания данной проблемы рассмотрим критерии социально опасного положения несовершеннолетнего.

Критерии и показатели социально опасного положения:

  • Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) отрицательно влияют на его поведение (воспитание носит антиобщественный характер).  Аморальный образ жизни родителей несовершеннолетнего (злоупотребление алкогольными напитками, хронический алкоголизм, наркомания и др.).
  • Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию ребенка. Не заботятся о его здоровье, нравственном, физическом и психологическом развитии; материально-бытовом обеспечении.
  • Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) злоупотребляют родительскими правами. Незаконное расходование родителями имущества, принадлежащего ребенку. Запрещение ребенку посещать общеобразовательное учреждение. Систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия.
  • Жестокое обращение с несовершеннолетним в семье. Преднамеренное нанесение ребенку родителями физических повреждений, постоянное психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера.
  • Несовершеннолетний находится в неблагоприятных условиях, экстремальной жизненной ситуации. Проживание несовершеннолетнего в семье в ситуации конфликта, с наличием стрессовых факторов: безработица, финансовые проблемы, невыносимая нравственная атмосфера.

Учреждение дошкольного образования выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите, на основании:

·         изучения условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье (посещение семьи на дому);

·         анализа участия родителей в жизнедеятельности учреждений образования;

·         анализа обращений близких родственников, соседей, других граждан;

·         учета посещения несовершеннолетними учреждения дошкольного образования;

·         контроль  за семьями, установившими опеку (попечительство) над несовершеннолетними;

·         проводят профилактическую работу с несовершеннолетними, их родителями;

·         поступление информации о несовершеннолетнем из других источников (органы внутренних дел, медицинские учреждения, ЖЭК, отдел опеки и попечительства

При получении информации о социально опасном положении ребенка по поручению заведующего учреждения дошкольного образования  с привлечением инспектора по делам несовершеннолетних проводится изучение положения несовершеннолетнего в семье.

·         В случае наличия одного или нескольких данных признаков у семьи СППС, педагогические работники учреждения образования выносят на педагогический совет, предложение о постановке на учет.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ, НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ КОТОРЫХ НАХОДЯТСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

 В целях обеспечения защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повышения ответственности родителей, не выполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей издан Декрет Президента Республики Беларусь 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».

Дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, ненадлежащее выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.

Ребенок, находящийся в социально опасном положении – это лицо в возрасте до 18 лет, которое находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям, предъявляемым к его воспитанию или содержанию.

К несовершеннолетним нуждающимся в государственной защите относятся дети – сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, признанные комиссией по делам несовершеннолетних из числа детей, находящихся в социально опасном положении.

Государственные органы, органы внутренних дел, медицинские учреждения, ЖЭК, граждане, располагающие сведениями о детях, находящихся в социально опасном положении, обязаны немедленно сообщать об этом руководителю учреждения дошкольного образования, в социально-педагогическую и психологическую службу учреждения, орган опеки и попечительства.

 


 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СТРАНИЧКИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ О ПРАВОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ИСКУССТВО БЫТЬ РОДИТЕЛЕМ

подробнее.../свернуть

  Ваш малыш ни в чем не виноват перед Вами. Ни в том, что появил­ся на свет. Ни в том, что создал Вам дополнительные трудности. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал Вашего ожи­дания. И Вы не вправе требовать, чтобы он разрешил эти проблемы.

Ваш ребенок — не Ваша собственность, а самостоятельный че­ловек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь Вы не имеете право. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.

Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.

Во многих капризах и шалостях малыша повинны Вы сами, пото­му что вовремя не поняли его, не приняли его таким, какой он есть.

Вы должны всегда верить в лучшее, что есть в Вашем малыше. Быть уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится.

Наказывая, подумай: зачем?

Семь правил для всех (по Владими­ру Леви)

  • Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни
    психическому. Более того, наказание должно быть полезным.
  • Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте. Никаких наказаний в целях «профилактики», «на всякий случай»!
  • За один раз — одно. Даже если поступков совершено сразу
    много, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу.
  • Наказание — не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ре­бенка заслуженной похвалы и награды.
  • Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок дав­ности правонарушения.
  • Наказан — прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем, ни бывало. О старых грехах ни слова.
  • Наказание без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество вашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что вы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону!
  • Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева вашего, а вашего огорчения.

 

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

подробнее.../свернуть

Жестокое обращение с детьми — это не только побои, нанесе­ние ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребенка. Это унижение, издевательства, раз­личные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу. Пренеб­режение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ре­бенка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со сто­роны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

Жестокое обращение с детьми включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами се­мьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, предста­вителями органов правопорядка.

Четыре основные формы жестокого обращения с детьми:

Физическое насилие — преднамеренное нанесение физических повреждений.

Сексуальное насилие (или развращение) — вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослыми с це­лью получения последними удовлетворения или выгоды.

Психическое (эмоциональное) насилие — периодическое, дли­тельное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормо­зящее развитие личности и приводящее к формированию патологичес­ких черт характера.

К психическим формам насилия относятся:

открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

угрозы в адрес ребенка в словесной форме;

замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;

однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ре­бенка психическую травму.

Пренебрежение нуждами ребенка — отсутствие элементарной за­
боты о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное со­
стояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:

отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка пита­ния, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребе­нок может стать жертвой несчастного случая.


 

ЧЕТЫРЕ ЗАПОВЕДИ МУДРОГО РОДИТЕЛЯ

подробнее.../свернуть

Ребенка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и ви­деть в нем личность. Не забывайте также о том, что воспитание — процесс «долгоиграющий», мгновенных результатов ждать не приходится. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумай­те, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.

  1. Не пытайтесь сделать из ребенка самого-самого.

Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо все знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не гово­рите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты — тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася клеит бумажные кораблики, «сечет» в компьютере. Наверняка найдет­ся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так по­хвалите его за то, что он знает и умеет.

  1. Не сравнивайте вслух ребенка с другими детьми.

Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как инфор­мацию. Ведь вас самих сообщение о том, что президент Уганды (ваш ровесник, между прочим) награжден очередным орденом, не перепол­няет стыдом и обидой?

  1. Перестаньте шантажировать.

Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я стара­лась, а ты...», «Я тебя растила, а ты...». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая несчастная из всех попыток устыдить. И самая неэффективная. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!»

  1. Избегайте свидетелей.

Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребенок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твер­до и решительно увести его с места происшествия. Чувство собствен­ного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя.

Три способа открыть ребенку свою любовь

Слово.Называйте ребенка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.

Прикосновение.Иногда достаточно взять ребенка за руку, погла­дить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризни­чать. Психологи пришли к выводу, что физический контакт с матерью стимулирует физиологическое и эмоциональное развитие ребенка.

Взгляд.Не разговаривайте с ребенком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, по­смотрите ему в глаза и скажите то, что хотите.


 

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОСНОВНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ О ПРАВАХ РЕБЁНКА

подробнее.../свернуть

С древних времен человече­ство понимало, что жизнь начи­нается с детства. Проблеме охраны детства и здорового развития нужно уде­лять первостепенное внимание. Она рассматривается в двух на­правлениях: социально-правовом и психолого-педагогическом.

Психолого-педагогическое направление предполагает со­здание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье, образовательном учреждении.

Социально-правовое направ­ление включает законодатель­ное обеспечение охраны прав ребенка, создание системы со­циальных, образовательных, культурных и других детских учреждений.

Междуна­родным сообществом приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребен­ка во всем мире.

1924 г. — В рамках Лиги Наций была принята Женевская декларация прав ребенка.

1948 г. — Генеральная Ас­самблея ООН приняла Деклара­цию прав человека, провозгла­сившую, что дети имеют особое право на защиту и помощь.

1959 г. — Декларация прав ребенка.

1989 г. — Конвенция ООН о правах ребенка.

В 1990 г. СССР ратифициро­вал важнейший международ­ный документ — Конвенцию ООН о правах ребенка, в кото­рой впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий социальной защиты, но и как субъект права, которо­му предоставлен весь спектр прав человека.

С какого возраста надо знако­мить ребенка с правами человека?По рекомендации ЮНЕСКО (1974), эту работу предлагается начинать в дошкольном возрасте. В основу работы с детьми дошкольного возраста легли международные документы.

Согласно Международной конвенции ООН о правах ре­бенка (ЮНИСЕФ, Великобрита­ния) дети имеют право:

- на воспитание в семейном окружении или быть на попе­чении тех, кто обеспечит им наилучший уход (ст. 9);

- достаточное питание и доста­точное количество чистой воды (ст. 24);

- приемлемый уровень жизни (ст. 26, 27);

-  медицинский уход (ст. 24);

-  дети-инвалиды — на особую заботу и обучение (ст. 23);

-  отдых (ст. 31);

-  бесплатное образование (ст. 28);

- безопасные условия жизни, право не подвергаться жесто­кому или небрежному обра­щению (ст. 19);

-  не использоваться в каче­стве рабочей силы (ст. 32).

Декларация прав ребенка стала первым международным документом, в котором родите­ли, а также добровольные орга­низации, местные власти и на­циональные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных мер.

В принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материаль­ное обеспечение, социальную защиту и представление воз­можности получать образова­ние, развиваться физически, ум­ственно, нравственно, духовно в условиях свободы и достоин­ства. Ребенок должен своевре­менно получать помощь и быть защищенным от всех форм не­брежного отношения, жестокос­ти и эксплуатации. Деклара­ция — смысловая основа для важнейшего международного документа — Конвенции ООН о правах ребенка.

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязаннос­тями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и за­щиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Основные, естественные пра­ва ребенка в Конвенции повто­ряют основные права взрослого, зафиксированные во Всеобщей декларации прав человека.

Часть положений Конвенции о правах ребенка более специ­фична. Так, государства прини­мают все необходимые законо­дательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, ос­корбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небреж­ного и грубого обращения или эксплуатации, включая сексуаль­ные злоупотребления со сторо­ны родителей, законных опеку­нов или любого другого лица, заботящегося о ребенке (ст. 19, п. 1); признают право ребенка на отдых и досуг, право участво­вать в играх и развлекательных мероприятиях (ст. 31, п. 1).

В Конвенции отмечается, что родители и другие лица, воспиты­вающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей ус­ловий жизни, необходимых для развития ребенка (ст. 27, п. 1).

Конвенция ООН о правах ре­бенка признана во всем мире до­кументом международного права и представляет собой образец высокого социально-нравственно­го и педагогического значения.

 

Информационные странички о правовой направленности  подготовила заведующий ГУО «Ясли-сад №215 г. Минска» Градович Н.В. по материалам сайта http://doshvozrast.ru/,
-статьи Ивановой Е.А. «Защитим права ребёнка» журнал «Управление ДОУ» №3/2010г.

-методических рекомендаций по организации деятельности ДУ г. Минска по работе с неблагополучными семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении (Журнал «Вестник МГИРО №1/2010 ст.58»)


 ЖИЗНЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ РЕБЕНКА В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ

НИЧЕГО! ВЫ СПРАВИТЕСЬ!

подробнее.../свернуть

Совсем одна с ребенком - с самого первого дня. В подобных обстоятельствах женщине потребуется много сил и умение правильно и рационально организовать свою жизнь.

Ситуация не такая и редкая: женщина ожидает появления первенца, а отец ребенка в это самое время покидает ее. Возможно, это произошло совсем не потому, что он сбежал от ответст­венности, которую должен будет принять на себя: может быть, сама женщина сознательно реши­лась родить ребенка, хотя отчетливо представляла, что у нее не может быть общего будущего с этим мужчиной.

И все же, какие бы причины ни повлияли на принятое будущей матерью решение, ей трудно при­мириться с мыслью, что в трудный период, когда у нее на руках грудной ребенок и она так нуждается в психологической и материальной поддержке, когда ей просто необходимо чувствовать себя защищенной, рядом нет человека, на которого она могла бы положиться. Что ж, такое положение вещей — серьезное испытание на прочность. Если вы попали в подобную ситуацию, сейчас требуется проявить волю и энергию, собрать все свое мужество. И поможет вам в этом младенец, он даст вам для этого силы.

Обращайтесь за помощью

Не смущайтесь, принимайте помощь близких и родных, сослуживцев и женщин, которые находятся в такой же ситуации. Поинтересуйтесь, есть ли в вашем городе организация — ассоциация или общество, которая объединяет матерей-одиночек, оказывает им финансовую и юридическую помощь: организация досуга, отдыха по выходным, помощь в устройстве детей в летние лагеря и пр.; существует ли телефон горячей линии для женщин, попавших в трудную ситуацию и нуждающихся в психологической помощи, или гуманитарные фонды и общества милосердия. Может быть, вам следует организоваться самим и не ждать помощи со стороны.

Не отталкивайте отца своего ребенка

Сразу после родов возникнет серьезный вопрос: как наладить контакты с отцом ребенка, как грамотно «отрегулировать» отношения с бывшим партнером?

Даже если вам вообще не хочется видеть этого человека, малыш имеет право знать своего отца: мужчина играет важную роль в правильном, полноценном развитии маленького человека. Кроме того, разумная линия поведения по отношению к отцу ребенка во многом сможет облегчить вашу жизнь. Нередко случается, что «экс», бывший плохим партнером, оказывается на удивление хорошим папой. Впрочем, следует иметь в виду, что российское законодательство значительно менее гибкое, нежели европейское или американское. По нашим нормам одинокой матерью, имеющей соответствующие льготы, считается женщина, родившая и воспитывающая ребенка вне брака, у которой в свидетельстве о рождении ребенка запись, об отце либо отсутствует, либо сделана по указанию матери. Стоит только отцу ребенка «проявиться» в юридическом смысле: путем добровольного признания отцовства, либо по решению суда, и женщина сразу теряет статус матери-одиночки. Более того, у отца, каким бы он ни был, возникают те же права по отношению к ребенку, что и у матери: воспитывать малыша, выбирать ему детский сад, школу и пр. В принципе, если папа готов нести материальную и моральную ответственность за ребенка не столь важно, записан он официально как отец, или нет. Так что, прежде чем придать папе юридический статус, следует присмотреться к нему, дождаться стабильных проявлений отцовских чувств и ответственности.

Используйте право на материальную поддержку

Денежное пособие одиноким матерям формируется как за счет федеральных средств, так и за счет средств местного бюджета. Поэтому, в конечном счете, размер пособия будет зависеть от возможностей бюджета вашего региона. Информацию о конкретном размере пособия и порядке его выплаты можно получить в органах социальной защиты населения, которые создаются при местных органах власти. Если же мать получает алименты от отца ребенка, претендовать на пособие для одинокой матери она уже не сможет.

В трудовой сфере права одиноких матерей защищены достаточно надежно. Так, одинокие матери имеют безусловное право на отпуск в летнее время. Уволить одинокую мать практически невозможно (единственное основание — полная ликвидация предприятия).

Итак, помните, что все теперь зависит от вашей личной активности. Не опускайте рук и активно используйте все права и возможности, не забывайте, что под лежачий камень вода не течет!

Советы разведенным родителям.

1.Когда улеглись   страсти,  рассосались обиды, постарайтесь   понять,   что развелись   с Вами, взрослым человеком, а не с Вашими детьми. Можно быть плохим мужем (для данной жены), но распрекрасным отцом ее детей. И наоборот.

2.Не   делайте   детей   орудием   мести   за   крах семейной жизни. Не калечьте души детей.

3.Наберитесь   мужества,   мудрости и такта не говорить     бывшему     супругу     гадостей     в присутствии       детей.       Грязь       обязательно прилипнет и к ним.

4.Если   Ваши   дети   встречаются     с   отцом (матерью),   не   делайте   из   них   разведчиков личной жизни бывшего супруга. Не унижайтесь до просьб узнать через ребенка с кем, когда и как живет Ваша бывшая половина.

5.Если отец (мать) того стоит, наберитесь отваги и   благородства   поддержать   в   ребенке   его престиж.     Надо     чтобы     ребенок     гордился родителями не меньше, как если бы они и не расставались.

 Педагог-психолог ГУО "Ясли-сад №215 г. Минска"


 

ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА БЕЗ ОТЦА

подробнее.../свернуть

Семья - главный и основной компонент среды обитания любого человека, его первичная социальная среда. Именно среда, в которой обитает человек, влияет на развитие этого человека. В абсолютном большинстве случаев человек сразу после рождения становится членом семьи. А это значит, что все то, что происходит в семье, все взаимоотношения, возникающие в процессе жизнедеятельности семьи, касаются его и налагают отпечаток на его жизнь, на его развитие.

Все семьи можно условно разделить на две группы:

-   семьи «нормальные», т.е. благополучные;

-   семьи аномальные, неблагополучные.

Проблемы бывают как в аномальной семье, так и в семье, которая внешне считается благополучной.

К таким часто внешне благополучным семьям, но в тоже время аномальным относятся неполные семьи, так как на ребенка неблагоприятно влияет потеря одного из родителей.

Неполная семья состоит из одного родителя (чаще всего это женщина) и одного или нескольких детей. В последнее время наметилась тенденция увеличения числа разводов. Соответственно увеличивается и число детей, проживающих в условиях неполной семьи.

Воспитание детей в неполных семьях имеет ряд специфических особенностей:

-   односторонность   воспитательного   воздействия   из-за ограничения внутрисемейных связей;

-   недостаточное влияние на ребенка внутри семьи;

-   проявление неуравновешенности родительских чувств;

-   трудности     в     удовлетворении     психико-социальных потребностей членов семьи;

-   очень часто затруднения в удовлетворении возрастающих запросов в сфере материальных потребностей;

-   затруднения   в   организации   содержательного   досуга (особенно в неполных семьях с разнополыми родителями и детьми);

-   влияние неполной семьи на формирование личностных качеств юноши (девушки) как будущего семьянина.

Как следствие этих специфических особенностей воспитания у детей, воспитывающихся в условиях неполной семьи, возможны возникновения следующих осложнений:

-   чувство одиночества («решая свои проблемы, взрослые забывают обо мне»);

-   утрата веры в близких, по мнению ребенка, предавших его;

-   отсутствие   чувства   безопасности   (семья   как   крепость рухнула);

-   эмоциональная     неуравновешенность     как     средство психической не стабильности;

-   возникает чувство собственной неполноценности;

-   повышенная ранимость ребенка.

Внешне это проявляется в снижении успеваемости (особенно у мальчиков), в появлении установки о собственной неполноценности. Иногда воспитание в неполной семье влияет на особенности межличностных отношений детей из неполных семей. Можно наблюдать случаи ухудшения отношений со сверстниками, даже разрыв дружеских связей только потому, что сверстники проживают в условиях полной семьи. Эмоциональная неуравновешенность, повышенная ранимость ведут к конфликтам с другими членами общества, а, следовательно, и к ухудшению положения ребенка.

Воспитателю и всем лицам, работающим с детьми, необходимо учитывать все вышеперечисленные факторы при работе с детьми, воспитывающимися в условиях неполной семьи.

Сюда в первую очередь необходимо отнести:

- недопустимость раздела детей на группы по их семейному происхождению и положению;

-   учет индивидуальных особенностей ребенка;

-   исключение ситуаций, травмирующих детей;

-   понимание психического состояния ребенка.

Для воспитания нравственно и психологически здорового ребенка необходимы как отец, так и мать. Мать дает ребенку веру в жизнь, материнскую любовь, она должна готовить ребенка к тому, что со временем он станет независим и отделится от семьи, она обеспечивает ребенку безопасность в жизни. Отец же учит ребенка решению социальных проблем. Отцовская любовь должна быть терпеливой и снисходительной, она способствует развитию у ребенка чувства собственного достоинства и позволяет ему стать авторитетом для себя.


 

РАСПАД СЕМЬИ ИЛИ РАЗВОД

подробнее.../свернуть

Ребенок всегда глубоко страдает, если рушится семейный очаг. Разделение семьи или развод, даже когда все происходит в высшей степени вежливо и учтиво, неизменно вызывает у детей психологический надлом и сильные переживания. Конечно, можно помочь ребенку справиться с трудностями роста и в разделенной семье, но это потребует очень больших усилий от родителя, с которым останется малыш. Если же разделение семьи происходит, когда ребенок в возрасте от 3 до 12 лет, последствия ощущаются особенно остро.

Далее мы кратко перечислим обстоятельства, которые сказываются на психологическом развитии ребенка в подобной ситуации.

1. Разделению     семьи     или     разводу     супругов     нередко предшествуют многие месяцы разногласий и семейных ссор, которые трудно скрыть от ребенка и которые сильно волнуют его. Мало того, родители, занятые своими ссорами, с ним тоже обращаются   плохо,   даже   если   полны   благих   намерений уберечь его от разрешения собственных проблем.

2. Ребенок ощущает отсутствие отца, даже если не выражает открыто свои чувства. Кроме того, он воспринимает уход отца как отказ от него. Ребенок может сохранять эти чувства многие годы.

3. Очень часто после разделения семьи или развода мать вновь вынуждена пойти на работу и в результате может уделять ребенку меньше времени, чем прежде. Поэтому тот чувствует себя отвергнутым и матерью.

4. Какое-то время после разделения семьи или развода отец часто или регулярно навещает ребенка. Во всех случаях это очень глубоко волнует малыша. Если отец проявляет к нему любовь и великодушие, развод окажется для ребенка еще мучительнее и необъяснимее. Кроме того, он с недоверием и обидой будет смотреть на мать. Если же отец держится сухо и отчужденно,   ребенок   начнет   спрашивать   себя,   почему, соответственно, он должен с ними видеться, в результате у него   может   зародиться   комплекс   вины.   Если   родители охвачены, вдобавок, желанием мстить один другому, они заполняют сознание ребенка вредным вздором, ругая друг друга и подрывая тем самым психологическую опору, которую малыш получает в нормальной семье.

5. В этот период ребенок может, воспользовавшись расколом семьи,   сталкивать родителей друг с другом   и извлекать нездоровые   преимущества.   Заставляя   их   оспаривать   свою любовь к нему, ребенок будет вынуждать их баловать себя, а его интриги и агрессивность со временем могут даже вызвать их одобрение.

6. Отношение ребенка с товарищами нередко портятся из-за нескромных вопросов, сплетен, и его нежелания отвечать на расспросы об отце.

7. С уходом   отца дом лишается   мужского   начала.   Матери труднее водить мальчика на стадион или прививать ему чисто мужские интересы. А что касается девочки, то ее правильное отношение к мужскому полу может легко исказиться из-за нескрываемой обиды на отца и несчастливого опыта матери. Кроме того, ее представление о мужчине сложится не на основе естественного, изначального знакомства с ним на примере отца и потому может оказаться неверным.

8. На   малыше,   так   или   иначе,   отражаются   страдания   и переживания матери. В новом положении женщине, конечно, гораздо труднее выполнять свои материнские обязанности.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку в разбитой семье?

1. Объяснить ему, что произошло, причем сделайте это просто, никого не обвиняя. Заверьте, что отец любит его. Скажите, что так бывает со многими людьми и потому пусть будет лучше так, как есть.

2. Ребенка   можно   уберечь   от   лишних   волнений,   когда разделение семьи происходит для него также окончательно, как и для родителей. Визиты отца, особенно если они со временем становятся все реже и реже, каждый раз вновь и вновь вызывают у малыша ощущение, что его отвергли. Чем меньше ребенок во время разделения семьи или развода, тем проще отцу расстаться с ним. Хотя это и нелегко и не предписано законом, стоит иметь подобное обстоятельство в виду. Малыша непременно нужно подготовить к уходу отца.

3. Постарайтесь не менять место жительства чаще, чем это необходимо.   Ребенок   теперь   больше,   чем   когда-либо, нуждается в сохранении старых дружеских связей.

4. Не забирайте ребенка из школы или дошкольного учреждения сразу же после разделения семьи или развода. Он и так чувствует себя покинутым одним из родителей - Вы только усилите это ощущение.

5. Помогайте ребенку взрослеть и становиться самостоятельным, чтобы   у   него   не   сложилась   чрезмерная   и   нездоровая зависимость от Вас.

6. Постарайтесь,   как   можно   проще   разрешать   возможные разногласия с Вашими родителями по поводу воспитания ребенка. Возможно, они предложат свою помощь, и Вы будете принимать ее гораздо чаще, чем вам хотелось бы. Каждый конфликт с ним пойдет во вред ребенку, будет рождать у него неуверенность и выводить Вас из себя.

7. Если ребенок уже не маленький, создайте ему возможность встречаться   со   сверстниками   и   с   какими-то   другими мужчинами. Школы, спортивные лагеря и, в той мере, в какой позволяют средства, наблюдения психолога могут быть очень полезными.

8. И все же самое главное, что нужно сделать, - это как можно быстрее снова выйти замуж, заменить недостающего отца новым. Не пытайтесь быть одновременно и матерью и отцом для своего ребенка. Вам это не удастся. Вы останетесь только матерью, сделаете ребенка еще более зависимым от вас и создадите путаницу в его представлении о том, что должен делать в жизни мужчина, а что - женщина. Чем дольше станете откладывать новое замужество, тем сложнее Вам будет свыкнуться с этой мыслью и тем труднее примет нового отца Ваш ребенок. Выйдите опять замуж: это лучшее, что Вы можете сделать для себя и своих детей.


 

                           

Наш адрес: г.Минск ул.Пономарева,13

Телефон  +375 17 266 57 01,  +375 17 286 80 05

Электронная почта ddu215@minsk.edu.by

Регистрационное свидетельство сайта № 1141001051 от 07.09.2010г